Савитрин К.
Идеал взаимоотношений или почему «двоим лучше, нежели одному…» ...2
3. Универсальное толкование изречения Соломона
3.1. Что значит
«двоим» и «одному»?
«Двоим лучше, нежели одному» (Еккл.4:9)
Что значит «двоим»? Это значит двоим, объединённым общими устремлениями, общими идеалами, целями, ценностями. Именно общее — объединяет. «Общее» вовсе не означает только «одинаковое», но и «созвучное, согласное, совместимое» на любом плане жизни.
При этом «двоим» может иметь несколько значений:
1) совместный путь созвучно устремлённых спутников на земном плане (при их одновременном воплощении);
2) совместный путь созвучно устремлённых спутников на разных планах (когда один из них воплощен, а другой — уже покинул земной план);
3) кажущийся одиноким путь, когда половинки воплощены, но не встретились, или одна из них воплощена и сохраняют внешнее одиночество ради встречи с созвучной половинкой в этом ли воплощении или в последующем.
Первый случай понятен и универсален для любого уровня эволюции сознаний партнёров: эволюция партнёров на одном уровне при условии сочетаемости по идеалам, целям, жизненным приоритетам и ценностям делает их союз весьма устойчивым и динамичным, то есть способствующим индивидуальному и совместному творчеству и совершенствованию.
Третий случай кажется одиночеством, но по сути он лишь является естественным проявлением верности духовной Индивидуальности своей космической половинке. Половинки трудятся на земном плане (точнее, в трёх мирах человеческой эволюции — Плотном, Тонком, Огненном) или в надземном для достижения осознанных ими идеалов и целей духовного порядка, сознавая, или предощущая, предстоящую неизбежную встречу с созвучной половиной. И в таком случае одиночества нет, но есть незримое сотрудничество и сотворчество.
Второй и третий случаи весьма схожи по незримой связи, объединяющей две души.
Для третьего варианта возможно ещё, что встреча не состоялась в настоящем воплощении и задерживается по кармическим причинам на некоторый срок или даже откладывается до следующего воплощения.
В этих случаях желающий ускорить встречу с суждённой половиной должен:
И поэтому он должен:
- «хвалу и клевету приемлить равнодушно», любить врагов своих, благословлять проклинающих его, молиться за гонящих и ненавидящих его;
- сознательно принимать ответственность за всё в жизни своей, за формирование своей жизни и судьбы;
- сосредотачиваться на суровой работе над собой, на углубленном самопознании и самосовершенствовании, одновременно проявляя ко всем любовь, сострадание и сорадование.
Только таким образом он сможет выплатить свои долговые обязательства и наилучшим образом подготовиться к желанной встрече и дальнейшему сотрудничеству и сотворчеству.
Именно, требуется сознательная работа над собой: преодоление собственных несовершенств и утверждение благих качеств; транссудация созревшей кармы и освобождение от кармического балласта. Трудясь неустанно в этом направлении и стараясь помогать в подобном труде окружающим людям, проявляя лучшее отношение и любовь ко всем встреченным на жизненном пути людям и, особенно, к врагам, препятствующим, отягощающим, гонящим и ненавидящим его, человек устраняет препятствия для встречи с сужденной половиной.
Возникает вопрос: что предпочтительнее для людей в подобном положении, страдающих от одиночества и желающих найти свою половину, но не имеющих терпения и силы ожидать? Апостол Павел писал в послании семьям:
«Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я [одиноки — прим. К.С.]; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
<…> По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор.7:7-9,26-28).
Павел, который по утверждению Е.П.Блаватской был единственным посвящённым в мистерии среди апостолов, говорил о том, что невозможно всем дать одинаковые рекомендации. И то, что хорошо или допустимо для одного человека, для другого может быть плохо или неприемлемо (как гласит русская поговорка: «Что для одного благо, для другого — смерть!»). Поэтому в каждом конкретном случае требуется серьёзное, основательное, глубокое распознавание цели, степени и условий совместимости партнёров.
«Семья во всех Учениях указана как устой всего будущего. Истинно, кроме всех прочих значений, семья есть рассадник кармических уз. Тем самым Учение будет неполным, не утвердив значения семьи. Нужно увидеть семью как очаг сознательности и сотрудничества» (Сердце, § 549).
Именно, невежественный, легкомысленный и поверхностный подход к выбору спутника жизни, браку, а так же и к расторжению брачного союза превращает семью в мощный «рассадник кармических уз».
Это верно в отношении всех проявлений жизни. Поэтому Гаутама Будда говорил:
«Серьёзность — путь к бессмертию. Легкомыслие — путь к смерти. Серьёзные не умирают. Легкомысленные подобны мертвецам.
Пусть мудрец усилием, серьёзностью, самоограничением и воздержанием сотворит остров, который нельзя сокрушить потоком.
Невежды, глупые люди привержены к легкомыслию. Мудрец же хранит серьёзность, как драгоценное сокровище.
Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждения, ибо лишь серьёзный и вдумчивый достигнет великого счастья.
Серьёзный среди легкомысленных, многободрствующий среди спящих, мудрец выделяется, как скакун, опередивший клячу».
(«Дхаммапада», Глава о серьёзности)
Поэтому в случае затруднений с нахождением подходящего спутника жизни с полной определенностью необходимо сказать: отвергая сочетания с несоответствующими по уровню сознания партнерами, имеющими чуждые идеалы и цели, лучше идти во внешнем одиночестве, несмотря на все опасности и трудности одинокого пути.
Что же значит «одному»? Это значит идущему одиноко, вне внешних соединяющих уз или же связанным узами формального, но по сути незаконного брака, в котором партнёры не имеют созвучия или равновесия по вертикали или горизонтали, а также лишены связующей силы взаимной любви. В этом случае внешнее одиночество несопоставимо лучше незаконного сочетания.
«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены [своей].
Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал» (1Кор.7:10-18).
Снова Павел говорит, что невозможно всем дать одинаковые рекомендации. Каждый должен явить предельно возможное самостоятельное распознавание — серьёзное, основательное, глубокое. Учесть не только свои личные желания и предпочтения, но — всех заинтересованных сторон. Не следует человеку искать вне себя виноватых («врагов») или неблагоприятные условия, которые, как кажется, его к чему-то побудили или даже вынудили. Однако человек должен принять сознательную ответственность не только за все ошибки прошлого, не только за решения настоящего, но и за его возможные последствия будущего.
Особенно серьёзно следует отнестись к указанию Павла о том, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» и вопросу: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?»
Поэтому от желающего помочь требуется несокрушимая решимость, сила побеждать себя (свои личные желания, предубеждения, пристрастия и т.д.), Вера, Надежда, Любовь и Мудрость. И тогда Красота, Любовь, Знание, Терпение и Труд — всё Перетрут!
Почему седьмому дому гороскопа и браку соответствует Знак Зодиака Весы? Потому что вступление в брак, или воссоздание человеческого биполярного Атома, требует равновесия всех творческих сил противоположных полюсов. Таковое равновесие утверждается в цепи многих воплощений.
«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает [Бога обмануть нельзя — прим. К.С.]. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал.6:7-9).
Оккультным символом Весов — Зодиакального Знака брака и партнёрских отношений — является Крест. Это символ Равновесия Начал — Мужского и Женского, Духа и Материи — в Космосе и во всех проявлениях Единой Жизни от величайших Макрокосмических до мельчайших микрокосмических.
Символ брака мужчины и женщины, объединённых глубочайшим созвучием на всех уровнях и достигших внутренней гармонии в самих себе с помощью противоположного Начала. Символ равновесия Половин, соединивших свои энергии для творчества в трёх мирах человеческой эволюции.
Оба участника такого союза — мужчина и женщина — становятся нейтральными для других представителей противоположного Начала. Объединённые и уравновешенные любовью — созвучием, соответствием, согласованностью, сонастроенностью двух микрокосмов и их вибраций на всех уровнях — они сливаются сначала в двуединое, а в случае совместного и созвучного духовного развития — четвероединое андрогинное существо.
Четыре кардинальных,
то есть представляющих важнейшие элементы микрокосма, вершины гороскопа (или
две оси Asc-Dsc и МС-IC) представляют собой равносторонний крест. Последний
является символом равновесия по вертикали и горизонтали
(рис.4). Это верно как для индивидуальных микрокосмов людей, так и для любых их
объединений в большем макрокосме: в браке, семье, расе, нации, человечестве.
Любое большее сочетание есть макрокосм по отношению к составляющим его
микрокосмам.
Вертикальная
ось любого гороскопа представлена вершинами десятого (МС) и четвёртого (IC) домов, а горизонтальная — первого (Asc) и седьмого (Dsc).
Ось МС-IC
есть ось равновесия духовной и материальной жизни
как внутри любого малого микрокосма, так и в любом большем макрокосме.
Невозможно равновесие, если игнорируется любое из Начал — Дух или Материя.
Также она есть ось эволюции, связующая
прошлое, настоящее и будущее в единую непрерывную Лестницу, начало которой
теряется в беспредельности прошлого, а конец — в беспредельности будущего.
«Когда живем на Земле, обязаны заниматься земными делами и
выполнять свой долг по отношению к людям, семье и обществу. Как бы ни
захватывало Учение и как бы ни было сильно устремление к Дальним Мирам, Землю
оставить нельзя. Вот тут-то и требуется
равновесие между земными и надземными устремлениями человека, между духовным и
материальным. Полное погружение в материю пресекает пути духа. Полный отрыв
от Земли лишает дух возможности приобрести ценнейший опыт земной, ради которого
он и приходит на Землю. Умение установить равновесие между телом и духом,
умение найти золотую середину, или срединный путь, будет правильным решением
жизни...» (Грани Агни Йоги, 1968 г. 210. (М. А. Й.)).
«От земли оторваться
нельзя и землю оставить. Значит, надо мудро суметь сочетать небо и землю в сознании,
и при этом так, чтобы земля не только не мешала, но служила трамплином для
освоения неба. В сущности говоря, мешает не земля, но тяготение природы
человеческой к неизжитой животной натуре внутри человека, наследию прошлого в
нем. И если человек — это процесс, то животное начало в нем есть явление,
подлежащее изживанию и преодолению.
На
известной ступени, близкой к освобождению, наследие прошлого встает из глубины
сознания с особенной силой и в последних усилиях тянет сознание вниз. Прибою
волн прошлого следует противостать, собрав свои силы, ибо не долог прибой и
временен. И привлекательность земных притяжений лишь кажущаяся. Не может
поднявшийся дух жить уже ими, ибо они ничего не дадут, кроме разочарования,
тягости и отемнения.
Вот возникает вожделение пищи, но стоит отяготить ею, уже
отброшенной и непривычной, желудок, как утонченный организм тотчас же
восстанет, ибо придется тяжко платить за отравление. И так же точно со всеми
прочими, тянущими вниз прельщениями.
То, что
радовало и давало удовлетворение раньше, ныне его уже не принесет, а приносит
только горечь падения духа в объятия прошлого. Но в прошлом все сожжено для
огненной йоги, и возвращение на старые пепелища радости духу не даст. Живем
будущим и в будущем, где лежит поле новых достижений и где новое полностью
заменяет старое и заменяет столь полно, что прошлое уже не приходит на сердце;
украшая его (прошлое) цветами, носим их на могилу.
Но
довольно могил. О жизни идет Наша речь и сияющих возможностях духа. Все впереди
и все достижимо. И призраки прошлых свершений не в силах пути преградить»
(Грани Агни Йоги, 1960 г. Окт. 25).
Таким
образом, необходимо утвердить равновесие
между исполнением долга земного и Долга Надземного (или Дхармы), то есть, по
словам Христа отдавать Богу то, что Божие, а кесарю — то, что кесарево. Но при
этом требуется следовать закону Иерархии:
«Делите
всё на четыре части: первая — Высшему, вторая — Общему Благу, третья — ближним
и четвёртая — себе. Но придёт час, когда останутся только три части, ибо
четвёртая будет поглощена второй. Такие деления называются огненными. Никто,
кроме сердца, не укажет границу этих частей. Но пусть огненно будет начертана
[в сердце и разуме — прим К.С.] эта последовательность» (Мир
Огненный-2, 457).
Ось Asc-Dsc
есть ось взаимодействия, взаимообмена и взаимовлияния между любой единицей
Единой Жизни и любыми другими её персонализированными составляющими.
Эти четыре вершины
гороскопа и кардинального креста соответствуют четырём ключевым осознаниям и
выборам в жизни человека.
Настоящий
человек есть следствие прошлых существований (IC). Именно исходя из выбранных ранее (в
прошлых существованиях) идеалов и целей он создаёт основу, фундамент для
построения новой жизни в настоящем воплощении.
Из
корня (IC)
прошлого выращивает в самом себе человек древо жизни и устремляет его крону к
новым целям и идеалам более высокой эволюционной ступени (МС). И, опираясь на
эту вертикальную ось (МС-IC) как на посох странника, восходит человек к Вершине
(МС).
По мере Самопознания, познавания своей
Индивидуальности (Asc)
он планирует путь, обретает способность распознавать и выбирать созвучного,
целесообразного спутника (Dsc) и других партнеров, а также всё необходимое
для восхождения.
Таким
образом, гармоничным можно полагать
человека, который уравновешен внутри себя по вертикали и горизонтали, и, кроме
того, устремлён в сознательном восхождении по беспредельной спиральной лестнице
эволюции. О таком человеке можно сказать, что он достиг внутреннего равновесия,
то есть внутреннего андрогинного состояния, символизированного равносторонним
крестом, вертикальная ось которого есть духовная Индивидуальность, а
горизонтальная — личность. При этом дух является ведущим началом и Учителем
Незримым, Высшим Я, за которым следует по зову сердца и разума человеческая
личность данного воплощения.
Также можно считать
гармоничным, а, значит, и законным сочетание людей, которые объединены
фундаментом общего прошлого (в том числе трудом созидания гармонии во многих
воплощениях) и совместным устремлением к более возвышенным целям и идеалам
духовной эволюции, уходящим в неисчислимые будущие воплощения. Притом, чем
более высоки выбранные партнёрами для устремления цели и идеалы духовного
совершенствования, тем более прочный фундамент они смогут заложить для сотрудничества
в этих последующих воплощениях. И, конечно, для гармонии в браке необходимо
равновесие по горизонтали, то есть равновесие, совместимость, согласованность
темпераментов разнополых партнёров.
4. Толкование на биологическом уровне
Для человека,
основные поле жизни которого сосредоточено на биологическом уровне,
можно различать общее значение изречения, применимое ко всем видам партнерских,
то есть примерно равноправных по уровню взаимоотношений. И частное значение,
применимое к взаимоотношениям партнеров по браку.
И в общем случае взаимоотношений, и в браке
партнёров объединяют общие цели, идеалы, ценности поверхностного
«биологического» порядка.
В книге «Астрология трансформации. Многоуровневый подход» Д.Радьяр пишет:
«Все люди действуют на биологическом уровне в качестве физических
организмов, тел. Они действуют и реагируют с целью удовлетворения нескольких
основных органических функций, таких как: насыщение крови кислородом
посредством дыхания, циркуляции крови, метаболического усвоения пищи, адаптации
к перемене температуры и жизненных ситуаций, самозащиты посредством сложной
системы нервных импульсов и передачи и самовоспроизведения посредством секса. Каждая из этих основных функций
имеет то, что можно назвать физическим перевариванием, выражающимся в мотивах,
эмоциях и, прежде всего ощущении себя как отдельных организмов, чьи
исключительные характеристики отличают их от других человеческих организмов.
Соединение всех
основных биологических потребностей является потребностью безопасности, не
только как отдельно взятой личности, но еще глубже, как члена человеческого
рода. Поскольку на биологическом уровне сохранение и распространение вида в
целом является, в действительности, более важным — хотя это может быть и
неосознанно — чем сохранность любого отдельного тела, принадлежащего к этому
виду. В
любом животном виде отдельный организм (представитель вида) всегда является
потребляемым; а что действительно имеет значение, так это то, что может произойти
с видом. Это является основной причиной нашего беспокойства о том, что
происходит с детьми, или даже эмбрионами, и самой глубокой неосознанной основой
материнской любви — поскольку ребенок символизирует увековечение и будущее
человека как вида. Даже в наше время сложной и интеллектуальной цивилизации,
люди отправляются в далекий путь, чтобы спасти от вымирания последних
представителей вида, находящихся под угрозой; и именно эта озабоченность
является слабым отражением того, что осталось в современном мозгу от чисто
биологического состояния сознания — чувство биосферного греха».
Когда говорится
«двоим», то для мужчины и женщины, эволюционирующих на биологическом уровне,
подразумевается, что двое сознательно строят дом партнёрства или семьи на
фундаменте «биологических» идеалов, целей, ценностей.
Такой дом может быть более или менее надёжен и защитит партнеров, семью от
ветров и внешних стихий.
Но
всё-таки такой дом не может защитить от внутреннего разлада между партнёрами,
обусловленного неравномерностью развития
двух личностей и их неведением о пути эволюции тех духовных Индивидуальностей,
которые в этих личностях воплощены.
Так
что, хотя в момент соединения партнёры, устремлённые к «биологической»
реализации, могут быть более или менее созвучны, могут соответствовать друг
другу, спустя некоторое время один из них или даже оба после прохождения
определённых жизненных кризисов могут кардинально изменить направление своих
жизненных путей. И так как в
«биологическом» мире всё ненадёжно, всё быстро меняется, старея и увядая, то
опора на этом уровне раньше или позднее разрушается и через страдания побуждает
людей искать новые идеалы, цели, ценности более глубокие и надёжные.
Вот
один из партнёров пробудился от иллюзии самообольщения радостями биологического
уровня, его благами и достижениями. Он осознал и выбрал для себя новые идеалы,
цели и ценности более возвышенного порядка. И, проецируя их на своего партнёра,
понимает, что последний более или менее не соответствует новому образу
целесообразного партнёра или спутника жизни. А также видит, что между ним и
партнёром возникла дистанция, которая по мере изменений человека начинает расти
и угрожает превратиться в бездну. Он начинает искать решение проблемы возникшей
или открывшейся его взору (а доселе скрытой) дисгармонии. В сознании ищущего
возникает вопрос: смогут ли партнёры
далее не просто сосуществовать под одной крышей, постепенно или быстро
скатываясь к формальному сожительству, но идти вместе, устремляясь к одной,
общей для них цели?
Часто
этот вопрос для партнёров, устремлённых к идеалам, целям и ценностям
биологического уровня, имеет следующие варианты разрешения:
-
осознание несоответствия и несовместимости и, как следствие, разрыв отношений,
развод (у дома разрушается крыша, живущие в доме разрушают и стены, дом
становится совершенно непригодным для жилья);
-
вырождение партнёрства в формальные рабочие или супружеские отношения (у дома
разрушается крыша, живущие в доме не замечают этого или делают вид, что всё
хорошо или, по крайней мере, не так плохо,
как кажется, но дом непригоден для жилья);
- осознавший новые
идеалы, цели и ценности партнёр начинает строить на их основании новую жизнь; а
второй партнёр из любви к нему устремляется за ним, как за наставником или
старшим по опыту (первый партнёр начинает строить на развалинах старого дома
новый, второй партнёр — присоединяется к строительству нового дома).
Первые
два варианта являются лишь формами вырождения партнёрства, основанного на
прежних совместимости и созвучии, вырождения в разновесие, одиночество вдвоём
или даже крайний антагонизм.
Лишь последний
вариант можно рассматривать как эволюционно-целесообразный, то есть
соответствующий направлению как личной эволюции партнёров, так и эволюции их
взаимоотношений (единого целого — в деловом или брачном партнёрстве). И в этом
последнем случае возможен переход взаимоотношений не только на новый уровень
внешней самореализации, но и устремление партнёров к самореализации на
социально-культурном уровне.
К
биологическому уровню можно отнести лишь весьма малую часть современного
человечества. И это будут преимущественно аборигены, полуживотные племена Азии,
Африки и Австралии.
Д.Радьяр
утверждал, что «большинство
людей и до настоящего времени контролируются главным образом биологическими мотивами, модифицированными и конкретизированными
социально-культурными силами».
С
этим мнением можно согласиться. Ведь большая часть современного человечества
действительно уже не может просто удовлетвориться полуживотной жизнью. Людям
необходимо быть частью социальной среды, принимать или оспаривать принятые в
обществе идеалы, цели, ценности. И, именно, преобладающий фокус сознания многих
сосредоточен уже на идеалах и целях преимущественно социально-культурного
уровня и модифицированных им потребностей, идеалов и целей биологического
уровня.
5. Толкование на социально-культурном уровне
Для человека,
сосредоточенного на социально-культурном уровне,
можно так же различать общее и частное значение изречения. И всё, сказанное о
расхождении по идеалам и целям применительно к первому, наиболее грубому уровню
толкования, применимо так же к личностной самореализации на
социально-культурном уровне. Но есть некоторое отличие. Оно проявляется в том,
что, хотя идеалы, цели и ценности остаются личностными, они уже сосредоточены
не на биологическом уровне полуживотного человека, а на уровне сознания
человека, обусловленного социально-культурными возможностями и ограничениями.
Если
в случае сосредоточения партнёров на биологическом уровне ими двигало желание
жить и наслаждаться личным благом, не зависимо от других, то на
социально-культурном уровне партнёрами движет желание быть таким, как все,
вписаться в социальное окружение, быть принятыми этим окружением, как свои, и
быть признанными как нормальные этим окружением.
Если
на биологическом уровне желание радостей и наслаждений обусловлено инстинктами
полуживотного человека, то на социально-культурном уровне они обусловлены уже
рамками социально-приемлемого в окружении этого человека (в семье, партии, религии,
нации и т.п.).
Если на биологическом уровне человек стремится
к тому, что приносит чувственные наслаждения и радости, и даже жажда богатства
или власти может быть только средством получения этих радостей и наслаждений. То
на социально-культурном уровне власть и деньги важны, скорее, как средства
приобретения социальной значимости, авторитетности. А радости и наслаждения,
доступные человеку, скорее, свидетельствуют об его социальном статусе, чем о
его личных желаниях.
Преобладающий
фокус сознания смещается в сферу низшего манаса, рассудочного мышления и
интеллектуального сосредоточения.
Здесь
партнёрам важно не столько простое человеческое счастье, сколько тот уровень
жизни, который в их социальном окружении признаётся, как свидетельствующий о
счастье.
И
даже возраст вступления в брак, требования к выбору спутника жизни в
значительной степени регулируется мнениями, условностями, правилами, догмами и
суевериями социального окружения.
Здесь
брак может быть не только заключён по причине соответствия предполагаемого
партнёра условиям социально приемлемого, но и расторгнут по причине выявленного
несоответствия требованиям социального окружения.
Партнёрские
отношения, построенные на идеалах, целях и ценностях социально-культурного
уровня более основательны и долговечны, чем биологического уровня. Две
личности, эволюционирующие на социально-культурном уровне, притягиваются друг
ко другу уже не только полуживотными влечениями, инстинктами, но и
получеловеческим мышлением, взаимопониманием. То есть их взаимоотношения глубже
и сложнее. Соответственно на этом уровне сложнее найти подходящего спутника
жизни и заменить его в случае разлуки или утраты (смерти).
Заключение и расторжение брака в зависимости от
социального окружения, законов, нравственных (религиозных) правил, принятых в
обществе, может быть более или менее затруднено. И социальное окружение играет
весьма важную роль в партнёрских отношениях, влияя на их качество
вмешательством, вторжениями или помощью.
На этом уровне, как и на биологическом,
примерное равновесие брачующихся может быть нарушено при обнаружении одним из
партнёров неудовлетворённости идеалами, целями и ценностями
социально-культурного уровня. Он так же может осознать и сознательно выбрать
идеалы, цели и ценности более высокого уровня: в данном случае —
индивидуалистического.
И здесь можно отметить те же три варианта
разрешения: два неудовлетворительных — расторжение брака или попытка не
замечать его разрушение и третий — единственно удовлетворительный и эволюционно-целесообразный:
осознавший новые идеалы, цели и ценности
партнёр начинает строить на их основании новую жизнь; а второй партнёр из любви
к нему устремляется за ним, как за наставником или старшим по опыту (первый
партнёр начинает строить на развалинах старого дома новый, второй партнёр —
присоединяется к строительству нового дома).
6. Толкование на индивидуалистическом уровне
Для человека,
сосредоточенного на индивидуалистическом уровне,
верно всё сказанное выше для биологического и социально-культурного уровня. Но
есть некоторое существенное отличие.
Человек,
эволюционирующий на индивидуалистическом уровне, так же, как и человек
социально-культурного уровня в значительной степени подвержен влияниям
социального окружения. Однако в отличие от положительной обусловленности
социально-зависимого человека, этот человек стремится быть не таким как все,
стремится выйти за рамки социального окружения, освободиться от социального
диктата и социальной тирании. То есть он развивает отрицательную обусловленность.
Если человек
социально-культурного уровня стремится следовать законам, правилам, заповедям,
догмам внешним — социального окружения, то человек индивидуалистического уровня
стремится преодолеть все внешние условности и ограничения, стремится в
сокровенных глубинах своей сущности найти и познать закон своего и всеобщего
гармоничного существования.
Таких сильных, то
есть индивидуализированных личностей значительно меньше, чем личностей
социально зависимых и социально обусловленных. И если последние составляют
большую часть современного человечества, то первые вместе с теми, что вступают
на путь трансперсональной эволюции, составляют малую часть. Эти
индивидуализированные личности достигли уже истинного человеческого развития,
устремляются к ступеням сверхчеловеческой и божественной эволюции.
Здесь законы,
правила, нормы, принятые в социуме, уже не играют столь важного значения, как
внутренний закон, познанный в духовной сущности человека.
Партнёрские
отношения, построенные на идеалах, целях и ценностях индивидуалистического
уровня существенно более основательны и долговечны, чем социально-культурного
уровня. Две личности, эволюционирующие на индивидуалистическом уровне,
притягиваются друг ко другу уже не столько полуживотными влечениями,
инстинктами, не только получеловеческим мышлением, взаимопониманием, но в
наибольшей степени истинно человеческими разумением и любовью. То есть их
взаимоотношения значительно глубже и сложнее.
Партнёры
уже в значительной степени освободились от власти социальных условий и социального
окружения, социальных предрассудков, условностей, табу. И выработали внутреннюю
этическую и мировоззренческую систему. Партнёры уже не только не могут
удовлетвориться соответствием условиям и требованиям социального окружения и
общества в целом, но уже вышли за их ограничения и идут по ступеням высшей
личной человеческой трансформации с устремлением к трансперсональному уровню.
Так как число людей,
эволюционирующих на индивидуалистическом уровне в сравнении с числом
эволюционирующих на социально-культурном уровне значительно меньше, найти
единомышленников, братьев и сестёр по душе и духу значительно труднее.
Соответственно
на этом уровне значительно труднее найти подходящего спутника жизни и заменить
его в случае разлуки или утраты.
Если
на социально-культурном уровне партнёрами двигало желание достижения социальной
самореализации (профессиональное честолюбие, слава, известность, богатство и
т.п.), то в случае стремления партнёров к индивидуалистической самореализации
они работают вместе над личностным совершенствованием, например,
профессиональным. Не карьера, как в первом случае, но — профессионализм, не
слава внешняя, но достижение внутренней самореализации через творчество, не
победа над внешними препятствиями или врагами, но победа над внутренними и
самими собой — вот цели этой категории людей в браке или в партнёрстве (деловом
или творческом).
Если
в первом случае партнёры стремятся КАЗАТЬСЯ ИДЕАЛЬНЫМИ партнёрами (брачными,
деловыми, творческими) в глазах общества, окружающих людей, в своих глазах
(самообольщение), то во втором случае они стремятся БЫТЬ, А НЕ КАЗАТЬСЯ. Не
исполнить формально обязательства, но получить внутреннее удовлетворение от как
можно более совершенного исполнения своего долга (в семье или в
профессиональной деятельности).
Так,
если на социально-культурном уровне расхождение по идеалам и целям часто ведет
к одностороннему или обоюдному охлаждению, дистанцированию и расхождению,
разводу, разделу, то в случае людей с сильной индивидуализированной личностью
не всё так просто. Для человека, ориентированного на социально-культурный
уровень, все радости и страдания, все преимущества и проблемы часто
воспринимаются как приходящие извне, то есть от внешних условий, обстоятельств,
людей. Страдания эти и радости представляются человеку обусловленными
соотвестствиями или несоответствиями требованиям социального окружения и
общественных формаций. Часто такой человек именно на внешнее и внешних
проецирует причины своих радостей и страданий. Как следствие, он полагает, что
разрешение проблемы страданий в изменении внешних условий. Применительно к
партнёрским отношениям часто кажется, что разрыв взаимоотношений или смена
партнёра могут разрешить многие, если не все проблемы и устранить причины
страданий.
Но
человек, ориентированный на индивидуалистическую самореализацию, смотрит на всё
совершенно иначе. Часто он видит
проблемы взаимоотношений значительно глубже. Он более глубоко способен
переживать как радость, так и страдание. Более глубоко понимает себя, свои
потребности и по Закону Соответствия столь же глубоко может понимать других
людей и особенно близких. Он понимает, что как он сам более сложен в своих
побуждениях, желаниях, устремлениях, так и другие люди могут быть не только не
менее сложны, но и гораздо более. Видит как в себе, так и в других то, что
способствует созиданию гармонии взаимоотношений, и то, что разрушает её, внося
дисгармонию. Он сознаёт уже в большей или меньшей мере свою ответственность. И,
как правило, при выявлении диссонанса во взаимоотношениях прилагает сознательные
усилия по восстановлению гармонии в определённых сферах партнёрства или по
расширению этой гармонии на другие сферы, в которых ранее незамеченный
проявлялся диссонанс. То есть
человек стремится к утверждению гармонии во всех проявлениях партнёрских взаимоотношений.
Конечно,
более глубокое понимание себя, своей
ответственности, а также партнёров и их ответственности помогает глубже
понимать все взаимовлияния, протекающие между двумя личностями. Также даёт
понимание того, что односторонних усилий для гармонизации взаимоотношений
недостаточно. Поэтому с большим или меньшим успехом он стремится повлиять на
партнёра своим примером изменений и побуждением его к изменениям.
В
случае делового партнёрства от него часто зависит благосостояние большего или
меньшего коллектива сотрудников и служащих, а в случае брачного партнёрства —
детей и иных членов семьи. Сознание ответственности за них часто влияет на
решение партнёров о сохранении или разрыве взаимоотношений.
Конечно,
если один из партнёров прилагает все усилия для восстановления и расширения
гармонии взаимоотношений, а другой — только эгоистически пользуется благами
чужого труда, то есть использует партнёра как содействующего осуществлению не
общих для двоих, но своих личных целей и желаний, такое партнёрство обречено на
вырождение.
Варианты
разрешения ключевого вопроса взаимоотношений остаются теми же, что и на
социально-культурном уровне. Только человек,
ориентированный на индивидуалистическую самореализацию, обычно менее склонен
возлагать ответственность за дисгармонию на партнёра или внешние условия. И
более склонен принимать ответственность на себя, а также прилагать сознательные
усилия по восстановлению гармонии и утверждению её на новом уровне или витке
эволюции взаимоотношений.
Также
точно эволюционно-целесообразным
является лишь третий вариант разрешения вопроса возникшей или осознанной ранее
существовавшей дисгармонии, при котором партнёры выбирают новые идеалы, цели,
ценности более высокого порядка. И именно в этом последнем случае возможен
переход взаимоотношений не только на уровень внутренней индивидуалистической
самореализации, но и устремление партнёров к самореализации на
трансперсональном уровне. При этом утверждение гармонии более высоких идеалов,
целей и ценностей будет, образно говоря, способствовать созиданию дома на более
прочном фундаменте и из более качественных материалов, с более прочной и
надёжной крышей.
7. Особые подуровни на социально-культурном и индивидуалистическом уровнях
Социально-культурный
и индивидуалистические уровни эволюции сознания представляют собой уровни
личностного роста и развития с преобладанием социальной положительной или
отрицательной обусловленности. На каждом из этих уровней можно говорить о
подуровнях, соответствующих трансперсональному уровню, но несколько видоизменённых
согласно природе этих уровней.
Как
уже говорилось выше, «большинство
людей и до настоящего времени контролируются главным образом биологическими мотивами, модифицированными и конкретизированными
социально-культурными силами». Точно также духовный голод и духовное устремление, испытываемые человеческой душой,
на каждом уровне контролируются трансперсональными мотивами, модифицированными
и конкретизированными соответствующими социально-культурными или
индивидуалистическими силами.
На
социально-культурном и индивидуалистическом уровнях можно выделить в особый
подуровень людей, занимающихся религиозной, философской и духовной работой и
практикой. И нужно понять отличие таких людей от представителей других
подуровней тех же уровней, а также от занимающихся духовным развитием и
совершенствованием на трансперсональном уровне.
Такие
люди считают себя не только духовно-ориентированными или духовно-устремлёнными,
но даже духовно развитыми, продвинутыми, если изучают какое-либо религиозное
или философское учение, или даже несколько таковых. Но так ли это? Попробуем
ответить на этот вопрос.
Изучение
и практика религии и философии на
социально-культурном уровне проявляются в желании быть принятым социальным
окружением или социальной группой. И под
духовным развитием на этом уровне понимается следование заповедям, нормам,
идеалам, принятым в социальном окружении человека или социальной группе, с
которой человек хочет быть сопричастным и единым. Важным представляется
исполнение принятых в социальном окружении обрядов, ритуалов, требований. В
значительной степени это формализованная и ритуализированная религия.
На
этом уровне можно отличать колебания религиозной жизни от формального
исполнения предписаний, заповедей, обрядов до сентиментально-религиозного
личного чувства и служения.
Так
же среди служителей религиозного культа на этом уровне можно провести градацию
от книжников и фарисеев, формально исполняющих свои обязанности и требующих
того же от других, до искренних, служащих с искренним сентиментально-религиозным
чувством любви и сострадания.
На
социально-культурном уровне можно отметить астро-ментальную (чувственно- или
сентиментально-интеллектуальную) вовлеченность в тот или иной религиозный культ
или философское учение с обязательным требованием и стремлением следовать
соответствующим внешним идеалам, целям, ценностям.
Религиозные и
философские учения, предписания, практики воспринимаются как истинные, если
соответствуют требованиям избранной человеком социальной группы (в семье,
национальности, расе и т.д.). И воспринимаются как ложные, если не
соответствуют.
На
социально-культурном уровне ещё сильно астральное, сентиментальное чувство и
сопереживание, но развивающийся интеллект (низший манас, ментал) ещё весьма
зависим от мнения социального окружения и не самостоятелен.
Изучение
и практика религии и философии на
индивидуалистическом уровне проявляются в желании преодолеть ограничения
социального окружения или социальной группы, стать независимым от них и
оказывать на них влияние. И под духовным
развитием на этом уровне понимается следование внутреннему закону, познанному
человеком в своей внутренней сущности.
Важным
представляется уже не исполнение принятых в социальном окружении обрядов,
ритуалов, требований, но познавание своей внутренней силы, внутреннего закона в
себе. Религиозное чувство и религиозно-философские мышление и деятельность
проявляются как бунт против формализма и ритуализма и устремлены к освобождению
от них. Устремлены в направлении исполнения своего внутреннего закона.
На
этом уровне можно отличать колебания религиозной жизни от некоторой формы
религиозного и философского бунта до глубокого философского самостоятельного
осмысления и самостоятельного глубокого религиозного чувства и служения.
Так
же среди религиозных философов на этом уровне можно провести градацию от
бунтарей и искателей духовной свободы до идущих своим самостоятельным путём с
опорой на глубокое философское осмысление и миропонимание, а также силу
глубокого внутреннего религиозного чувства и служения.
На
индивидуалистическом уровне и по мере подъёма в направлении трансперсонального
уровня социальные идеалы, цели, требования ослабевают и утрачивают свою прежнюю
значимость. Утрачивают в сравнении с нарастающей значимостью внутреннего
нравственного идеала. И внешние требования, предписания, заповеди заменяются
императивом говорящей в душе человека совести.
Религиозные и
философские учения, предписания, практики воспринимаются как истинные, если
соответствуют внутренним религиозному чувству и философскому разумению
человека. И воспринимаются как ложные, если не соответствуют.
На
индивидуалистическом уровне ещё сильно астральное, сентиментальное чувство и
сопереживание, но развивающийся интеллект (низший манас, ментал) уже вполне
независим от мнения социального окружения и вполне самостоятелен. Более того,
развиваются разум и разумение (Высший Манас), который по мере восхождения в
направлении трансперсонального уровня всё более и более озаряется светом высшей
любви (принципа Буддхи, его Любовью-Мудростью или Премудростью)
В действительности
формы духовного развития на социально-культурном и индивидуалистическом уровнях
являются лишь подготовительными ступенями к истинному духовному развитию (или
развитию духовности), которое осуществляется на трансперсональном уровне, то
есть при вступлении на Путь.
Как
сказано в герметическом трактате «Кибалион»:
«…по мере того, как человек осознает
существование и близость Духа, Постоянно Пребывающего внутри его существа, он
будет подниматься по духовной лестнице жизни. И именно это означает духовное
развитие – узнавание, осознание и проявление Духа внутри нас. Постарайтесь запомнить
это определение духовного развития. Оно содержит Истину подлинной Религии.
Существует много планов Бытия, множество подпланов
жизни, множество уровней существования во Вселенной – и всё зависит от
продвижения Существ по лестнице, низшей точкой которой является грубейшая
материя, а высшая отделяется тончайшей границей от Духа Всего. И всё движется
вперед и вверх вдоль этой «Лестницы Жизни», всё находится в движении, всё
находится в Пути, конец которого – Всё.
Всё развитие является Возвращением Домой. Всё
находится в движении вперёд и вверх, несмотря на кажущиеся внешние
противоречия» (Глава 7. Всё во всём).
Е.И.Рерих
так писала о духовности:
«Духовность
развивается много быстрее интеллекта, ибо интеллект требует уже осознания своей
индивидуальности и ярого мощного существования Космического Бытия.
Духовность
есть основа всякого Бытия, вечного или бессмертного. Духовность развивается на
яром росте врожденного инстинкта. Но, конечно, ярая духовность растет много
скорее, нежели интеллект и способность распознавания противоположений,
существующих в Мире Проявленном.
Ярый интеллект появляется при сознании своей
обособленности от всего существующего и окружающего. Такое осознание
обособленности развивается позднее в страстный эгоизм и яро создает особую
индивидуальность, которая становится высоким благом или страстным злом в Мире
Проявленном, в человеке.
Человек становится подчиненным своему
эгоизму, и только проснувшаяся любовь к Высшему Идеалу может спасти его от
разложения — именно, Любовь к Прогрессу, к Красоте Высшей определенно
способствует возвышению духа и росту страстного распознавания, и тогда
интеллект становится Высшим Умом, который преображается в Высший Разум.
…Распознавание и вмещение противоположений
несравнимо способствуют развитию духовности… Интеллект, уравновешенный с
высокой духовностью, – великая Мощь в Космосе. Высокая духовность есть ярая
любовь ко всему Прекрасному»
(Е.И.Рерих.
Письма в Америку, 15.10.1953)
Говоря
о духовности, прежде всего, как о сознании, Е.И.Рерих называет его седьмым
чувством:
«Теперь,
что есть семь чувств астральных? Именно, соответствия пяти чувств, определенно
ощущаемых в земной оболочке, плюс шестое,
еще редко проявляющееся чувствознание, или так называемая интуиция, и седьмое,
синтетическое, или духовность» (Письмо Е.И.Рерих от 06.5.1934).
«К семеричному подразделению я
сделала малые добавления: …
4. Кама – животная душа (или
высшее астральное тело, через которое проявляется желание в двух аспектах):
а) Кама-Манас – низший ум или
интеллект.
б) Кама-рупа – форма
(субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в
действии).
5. Манас – самосознание или мыслитель
(Высший Разум).
6. Буддхи – духовность, духовная
душа, в отличие от человеческо-животной души, проводник, через который
проявляется Атма.
7. Атма – Дух или огненное
начало, или энергия, разлитая во всем Космосе.
… так называемые принципы в нас [исключая физическое тело и эфирный
двойник, которые рассеиваются после смерти] суть лишь аспекты или состояния нашего сознания. Именно, все
подразделения на дух, душу, манас высший и низший, по существу являются лишь
различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым
высоким качеством которой будет психическая энергия. Потому, для
достижения высшей духовности, мы должны трансмутировать и сублимировать огни
наших центров до их седьмого состояния. Так Мир высшей духовности, Мир Огненный,
есть Мир сублимированных чувств или сознаний. Ни одно человеческое чувство
не исчезает, но пребывает в Мире Огненном в своем сублимированном или
утонченном состоянии, отвечая на высшие притяжения и вибрации».
(Письмо Е.И.Рерих от 16.11.1935)
«Труден путь истинного
ученичества. Ведь никакие знания, никакие философии и тем более магические
насилия не дадут нам духовности. Ибо
лишь в жизненном опыте, в испитии яда жизни, всех иллюзий её, при сохранении
великого устремления к служению Общему Благу, накопляем мы ЧАШУ АМРИТЫ».
(Письмо Е.И.Рерих от 15.10.35)
«…величайшее заблуждение называть
медиумистические способности духовными достижениями. Именно, это антипод
духовности. Духовность заключается в высшей триаде, а именно она бездействует у
медиумов. Не унижайте величайшую ценность мира. Духовность всегда
сопровождается уравновешенностью и прирожденной мудростью.
Старайтесь распознавать
проявления медиумизма, который очень развит сейчас. Ведь низший психизм недалек
от медиумизма и представляет из себя тоже немалую опасность. Потому так
важно всеми силами направлять человечество по пути истинной духовности и
закалки характера в жизненных боях».
(Письмо Е.И.Рерих от 15.10.1935)
«Духовность достигается лишь
очищением мыслей и трудом.
Стремитесь по этому высшему и кратчайшему пути» (Письмо Е.И.Рерих от 17.04.1936).
Именно, «духовность заключается в высшей триаде» и «никакие знания,
никакие философии и тем более магические насилия не дадут нам духовности».
И формы духовного
развития на социально-культурном и индивидуалистическом уровнях являются лишь
подготовительными ступенями к истинному духовному развитию (или развитию
духовности), которое осуществляется на трансперсональном уровне, то есть при
вступлении на Путь естественного развития и раскрытия высших центров сознания и
высших психических сил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий