Савитрин. Идеал взаимоотношений_1

 Савитрин К. 

Идеал взаимоотношений или почему «двоим лучше, нежели одному…» ...1


«Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.
Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется». (Еккл.4:9-12) 

1. О «Библии» и Соломоне


Взятое в качестве эпиграфа к настоящему исследованию библейское изречение часто понимается поверхностно и даже практически буквально. Но при таком восприятии оно обнаруживает лишь самый примитивный смысл. Однако важно отметить, что это изречение принадлежит не обычному человеку, а мудрому Соломону. Кроме того, по утверждению Е.П.Блаватской  «к каждому символу существует семь Ключей» (Е.П.Блаватская «Ключ к Теософии»). Попробуем же под внешним покровом слов легендарного мудреца выявить некоторые более глубокие смыслы.

«Библия» (или «Священные книги Ветхого и Нового Завета») является одним из выдающихся произведений духовной культуры человечества. Помимо того, что приведённое изречение приписывают мудрому Соломону, оно включено в одну из учительных книг — «Книгу Екклесиаста или Проповедника».

 «Книга Екклесиаста или Проповедника, книга — 21я книга Ветхого Завета, четвертая в разделе учительных книг. Содержит изречения мудрого и практичного человека, познавшего, что в мире без Бога — все суета» (Библейский словарь Вихлянцева В.П.).

 «ЕККЛЕЗИАСТ (проповедник, по-еврейски  когелет; Ек 1:1-12 и др.) — название книги  известной под сим именем в составе свящ.  канонических книг Ветхого Завета. Написана  Соломоном в последние годы его блестящего  замечательного царствования. Состоит из 12  глав, и в ней с одной стороны изображается  суета и ничтожество всего земного, которое  само по себе не может доставить умирения и  успокоения человеческой душе, потому что  непостоянно и изменяется, как это и  доказывает Соломон на основании  собственного разнообразного опыта (1-6), а с  другой стороны, указывается на отношение  мудрого к миру. Возноситься выше земного к  вечному и неизменяемому, среди земных  превратностей искать себе счастья и  успокоения в Боге, — вот истинная задача  земной жизни мудрого (7-12)» (Библейская энциклопедия архимандрита Никифора).

 Однако в «Разоблаченной Изиде», «Тайной Доктрине» и других своих работах, а также письмах Е.П.Блаватская делает вывод о том, что Библия не есть чистое и совершенное, лишённое ошибок и заимствований боговдохновенное Священное Писание и откровение Бога еврейскому народу.

Ветхий Завет представляет собой в значительной степени собрание космогонических и антропологических аллегорий, заимствованных у индусов, персов, египтян. Новый Завет так же весьма аллегоричен. И даже описание жизни Иисуса Христа, не говоря уж о деяниях апостолов, помимо исторических фактов пронизано символическими, аллегорическими описаниями, ключ к пониманию которых христианами давно утерян и может быть найдено в сокровенной философии древнего Востока:

  «Библию, также, как и любой другой текст великих мировых религий, нельзя исключить из класса аллегорических и символических писаний, которые начиная с древнейших времен были хранилищами тайных учений мистерий посвящения в более или менее сокрытой форме. Первоначальные авторы Логий (ныне — Евангелий), конечно, знали эту истину, и всю истину; но их последователи, несомненно, сохранили лишь догму и форму, которые скорее вели к иерархической власти над сердцем, чем к духу так называемых заповедей Христа» (Блаватская Е.П. «Эзотерический характер евангелий»).

 «Тем из наших братьев, которые являются христианами и попрекают нас за обязательство сохранять тайну, налагаемое на восточных чела, с непременным при этом упоминанием, что их собственная «Книга Бога» является «открытой книгой» для всех, чтобы они могли «читать, понимать и быть спасенными», — тем мы ответим просьбой изучить то, что мы только что изложили в этом разделе и затем опровергнуть, если могут. В наши дни мало осталось таких, кто все еще готовы уверять своих читателей, что «Библия» имела Бога своим автором, спасение своей целью, и истину без всяких примесей ошибок в качестве материала.
Если бы теперь Локку задали этот вопрос, он возможно, не захотел бы повторить опять, что «Библия» вся чиста, вся искренна, ничего в ней нет лишнего, ничего нет недостающего.
«Библия», чтобы не показать, что она представляет собою как раз полную противоположность всего этого, чрезвычайно нуждается в истолкователе, знакомом с Учениями Востока в таком виде, как они изложены в его сокровенных томах: также теперь, после перевода архиепископом Лауренсом «Книги Еноха», небезопасно цитировать Каупера и уверять нас, что «Библия»
"... свет дает каждому веку,
    Дает, но ничего не заимствует".
ибо она заимствует, и притом очень значительно, особенно по мнению тех, кто, будучи неосведомленными о ее символическом значении и всеобъемлемости истин, лежащих в ее основе и сокрытых в ней, — способны судить о ней только по внешности ее мертвой буквы. Она — великая книга, шедевр, состоящий из искусных остроумных мифов, содержащих в себе великие истины; но она раскрывает эти истины только перед теми, кто подобно Посвященным обладает ключом к ее внутреннему значению; это сказание, высокое по своей нравственности и поучительности, и все же сказание и аллегория; это сборник выдуманных персонажей в своих более старых еврейских частях, и сборник затемненных изречений и иносказаний в позднейших добавлениях, и поэтому совершенно вводящий в заблуждение каждого, кто не знает его Эзотеризма. Кроме того, это ничто иное, как Астролатрия и Сабеизм, которые обнаруживаются в «Пятикнижии» при эзотерическом чтении его, и — Архаическая Наука и Астрономия в весьма убедительной степени при истолковании Эзотерическом».
(Блаватская Е.П. «Тайная Доктрина», т.3 ч.1 отд.7)
 
«Если бы Отцу Неба и Земли, Отцу всей безграничной Вселенной, действительно пришлось что-то написать, Он бы ни за что не допустил, чтобы в Его книге содержались противоречия, нередко совершенно бессмысленные, дающие основание людям обвинять Его. Общество «исправления Библии» выявило в ней 64900 ошибок, и после того, как все они были исправлены, Библия все еще содержала столько же других противоречий. Все это было проделано иудейским Массорахом.
Да, самые образованные Раввины утратили секрет своих книг и не знают, как исправить их. Не секрет, что евреи из Тиберии постоянно вносили поправки в свою Библию, изменяя слова и цифры, то пользуясь советами Отцов-основателей Христианской Церкви, то обвиняя их во время каждой дискуссии в дурной склонности фальсифицировать содержание текстов и их хронологию, чтобы взять верх над своими оппонентами. В результате они только все запутали, поскольку самые древние из найденных рукописей Ветхого Завета датируются Х веком.
Из 260 рукописей Ветхого и Нового Заветов на древнееврейском, греческом и других языках вы не найдете и двух одинаковых. Разве это не удивительно?»
(Письмо Е.П. Блаватской к её тёте Н. Фадеевой)
 
При этом Блаватская полагается вовсе не на абстрактные умозаключения, личные предпочтения и предубеждения. Но, с одной стороны, в своих исследованиях опирается на знание сокровенных оккультных учений Востока и сокровенного смысла экзотерических религиозных учений. С другой стороны, подтверждает свои выводы относительно библейской истории и самой «Библии» цитатами из серьёзных исследований разных учёных XIX века.
 
Из приведённых выше фрагментов очевидно, что независимо от того, будем ли мы считать «Книгу Екклесиаста или Проповедника» частью боговдохновенного Священного Писания или одной из древних аллегорий, связанных с мистериями посвящённых, поучения её имеют глубокий внутренний смысл. И привычное объяснение кажущихся простыми и понятными изречений мудреца представляет собой лишь самый поверхностный уровень толкования.
 
Более подробно по теме подлинности, уникальности, точности «Библии», её составления, переводов и толкований можно прочесть в соответствующих главах «Разоблаченной Изиды», «Тайной Доктрины», статье «Эзотерический характер Евангелий» и в публикации С.Целуха «Елена Блаватская и "Библия"» (http://www.lomonosov.org/article/elena_blavatskaya_i_bibliya_celuh.htm).
 
Теперь необходимо понять, кем же был Соломон? Факт существования царя Соломона как личности занимал многие умы в разное время, в результате чего сложились две не исключающие друг друга точки зрения. Одна — в пользу аллегории, другая — в пользу исторической личности.
 
«Соломон никогда не был живым человеком. Как они описаны в Книге Царств, его жизнь и деяния являются аллегорией испытаний и величия Посвящения» (Е.П.Блаватская «Астральные тела и двойники»).
 
«Далее, как понять слова в Тайной Доктрине: "Еврейские первосвященники создали аллегорию храма Соломона — сооружения, никогда в действительности не существовавшего, как и сам царь Соломон, который является таким же солнечным мифом, как и Хирам Абиф..." (Тайная Доктрина, ч. I, стр. 334, и ч. III, стр. 173). В другом же месте говорится, что в персидских традициях числятся 72 царя Востока под именем Соломона. Так, в сущности, существование царя Соломона вообще и не отрицается» (Письмо Р.Рудзитиса к Е.Рерих, 31.10.1935).
 
«Персидские предания полны намеков на два народа или расы, ныне совершенно вымершие, как некоторые думают это. Но это не так; они лишь преобразились. Эти предания постоянно говорят о Горах Каф (Кафиристан?), в которых находится галерея, сооруженная великаном Аргеак, и где сохраняются статуи древних людей во всех их формах. Они называют их Сулиманами (Соломонами) или мудрыми царями Востока и насчитывают семьдесят два царя этого имени. Трое из них царствовали каждый 1000 лет» (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина т.2, ч.I.Комментарии).
 
То есть в библейском описании гораздо более аллегорического, нежели исторического. И даже Соломон (или Сулиман) есть не столько персональное имя, сколько символическое, соответствующее ступени посвящения.
А храмом Соломона может быть названа как его школа, так и некое сооружение или подземное Святилище, то есть  во всех отношениях чистое место, в котором совершались мистериальные служения и посвящение.
 
«К какой эпохе мы можем отнести происхождение алхимии? Ни один из современных авторов не в состоянии дать точного ответа. Одни указывают на Адама как на ее первого адепта; другие приписывают ее возникновение неблагоразумию "сынов Божиих, которые увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены". Моисей и Соломон — более поздние адепты этой науки, поскольку им предшествовал Авраам, а его, в свою очередь, опередил в Науке Наук Гермес» (Блаватская Е.П.  Избранные статьи, часть 2, АЛХИМИЯ В XIX СТОЛЕТИИ).
 
Можно сказать, что авторство афоризмов всех учительных книг Ветхого Завета недопустимо приписывать единолично Соломону, нескольким пророкам или коллективно еврейскому народу. Соломон был ни первым и ни последним. Он был лишь одним из величайших светил оккультизма, посвящённых в древние мистерии. И его афоризмы, по сути, были не его, но достоянием многовековой и даже многотысячелетней Традиции Оккультного Знания. Сам же Соломон, как и многие другие мудрецы, святые, философы был лишь одним из её выразителей и проводников. Он нёс мудрость тысячелетий тем, кто готов был её воспринять. Остальным же эта мудрость была явлена в притчах без ключа к их пониманию.
Необходимо отметить, что в приведенном фрагменте слово "алхимия" для большей ясности следовало бы написать с большой буквы. Тогда Алхимия, Герметическая Философия, Оккультная Наука могут рассматриваться как синонимы, а их Адепты или Мастера — как посвященные в Великие Мистерии. Именно, Соломон, как аллегория, есть символ ступени Мастерства или уровня Адептства. И жизнеописания великого царя можно рассматривать как аллегорию пути испытаний и посвящения для соответствующей ступени.
 
«Конечно, Соломон вполне историческая личность. Также и храм Соломона не миф. Следует принять во внимание, что третий том Тайной Доктрины был издан после смерти Е.П.Блаватской и туда включены многие ранние статьи её, которые она, конечно, не поместила бы, не просмотрев их вновь и не пополнив их добавочными объяснениями. Многое там неясно изложено и может вводить в заблуждение. Ведь и она постоянно узнавала и пополняла свои знания. Не все страницы Тайной Доктрины написаны исключительно под диктовку Великих Учителей» (Письмо Е.И.Рерих к Р.Рудзитису, 18.11.1935).
 
Соломон есть вполне историческая личность, которая олицетворяла собой всю мудрость предшествующих ему мудрецов единой для всех древних мистерий Оккультной Науки или Герметической Философии.
Соломон исторический по утверждению Е.И.Рерих является одним из воплощений Махатмы Мории.
 
«Некоторые евреи, не признающие Христа своим Мессией, гораздо ближе именно к Учению Христа, нежели средневековые инквизиторы и многие современные книжники, богословы и иереи. Также во имя Истины нужно сказать, что Христос действительно не был тем, обещанным им Писанием Мессией. Мессия Евреев тождественен Майтрейе, Калки Аватару, Мунтазару и т. д. — тому Высочайшему Облику, который должен появиться на смене Расы, чтобы дать Новое Провозвестие и установить ту вибрацию, на которую будет звучать духовная эволюция Нового Цикла. По древнейшим еврейским Писаниям, Мессия в Книге Своих еврейских Жизней должен иметь такие воплощения, как Моисей и Соломон, Сын Давида, так же как Калки Аватар, по индусским традициям — воплощения Рамы и Шри Кришны, творца Бхагавадгиты; и, наконец, Майтрейя, согласно буддистам, перед своим последним проявлением должен явиться в своей земной сфере как Владыка Шамбалы. Может быть, Вы догадываетесь и узнаете Тот Высокий, Огненный Облик, который объединяет в себе все эти и еще другие великие воплощения, устремленные к самоотверженному подвигу на служение человечеству. И если Вы прочтете в этом духе Бхагавадгиту, Вы убедитесь в полной тождественности Источника. В Братстве Света этот Огненный Облик часто именуется Учителем Учителей. Истинно это так. И теперь Вам станет ясно, почему мы именуем этого Великого Иерарха Владыкой»  (Письмо Е.И.Рерих от 30.06.1934.)
 
Из всего вышесказанного становится ясно, что без знания основополагающих принципов древней Оккультной Науки понять смысл многих изречений этого великого посвящённого не представляется возможным. Тому, кто хочет глубже понять наставления Соломона, можно рекомендовать прежде изучить герметический трактат «Кибалион» и ознакомиться с принципами астрологической науки.
 
Однако прежде, чем обратиться к сокровенному символическому содержанию, необходимо сделать предварительные замечания о герметических Принципах Полярности и Пола, а так же о многоуровневом подходе. Затем рассмотрим универсальное толкование изречения. После исследуем его значение для людей, эволюционирующих на четырёх уровнях. И только тогда перейдём к толкованию сокровенного смысла изречения для людей, устремлённых по пути духовного ученичества.

 2. Предварительные замечания

 2.1. О герметических Принципах Полярности и Пола

Существует две противоречащие друг другу точки зрения на вопрос взаимодействия противоположностей. Сторонники одной из них полагают, что притяжение осуществляется по созвучию. Сторонники другой точки зрения полагают, что противоположности привлекают друг друга по принципу контраста: каждый из противостоящих полюсов дополняет другой тем, чего тому не достает.

В основе обеих этих точек зрения лежат отголоски древних оккультных законов, ныне забытых и искаженных человеческими теориями и мнениями. Герметическая философия опирается на Семь Принципов, которые управляют всеми проявлениями Единой Жизни. Два из этих семи — Принципы Полярности и Пола.

Принцип Полярности соединяет полюса, противоположные по вертикали:
 
«Все двойственно, все имеет полюса. Все имеет свой антипод (свою противоположность), противоположности идентичны по природе, но различны в степени. Крайности сходятся. Все истины ничто иное, как полуистины. Все парадоксы можно примирить» (КИБАЛИОН).
 
«Этот Принцип заключает в себе повторение старых аксиом Герметистов. Он объясняет парадоксы, многих ставившие в тупик, определяя это следующим образом: «Тезис и антитезис идентичны по природе, но различны по степеням. Противоположности сходны, различаясь только степенью. Пары противоположностей можно свести, объединить, сблизить. Крайности сходятся. Всё существует и не существует в одно и то же время. Все истины есть не что иное, как полуистины, каждая правда наполовину фальшива. Всё имеет две стороны» и т.д. Он объясняет, что у всего есть два полюса, или два противоположных аспекта, и что противоположности в действительности являются двумя крайностями (экстремумами) одного и того же, с многочисленными и различными степенями (градациями) между ними. <…>
Положительное и отрицательное — два полюса, с бесчисленными градациями между ними. Хорошее и плохое — не абсолютны: один конец диапазона мы зовём хорошим, другой — плохим. На одном конце добро, на другом — зло. Один предмет менее хорош, чем другой, находящийся выше по уровню; однако менее хорошее, в свою очередь, является более хорошим по отношению к нижестоящему и так далее, причём «более» или «менее» определяются лишь положением на лестнице. <…> Пары противоположностей существуют повсюду. Где вы найдёте одно, там же вы обнаружите и противоположное — два полюса» (Кибалион).
 
Принцип Пола соединяет полюса, противоположные по горизонтали:
 
«Пол во всём, всё имеет свой Мужской и Женский Принцип; пол проявляется во всех плоскостях» (КИБАЛИОН).
 
«Великий Седьмой Герметический Принцип — Принцип Пола — заключает в себе Истину, что существует пол, проявленный во всём, что Мужской и Женский Принципы всегда присутствуют и действуют во всех фазах явлений, на всех планах жизни и на каждом в отдельности. <…>
В этом Принципе заключается Истина, что во всём проявляется пол — Мужской и Женский. Эти начала всегда в действии. Это справедливо не только в физической плоскости, но и в душевной и даже в духовной.
Никакое творчество — физическое, духовное или душевное — невозможно без этого Принципа. Понимание его законов прольёт свет на многие предметы, которые ставят в тупик человеческие умы.
Принцип Пола действует всегда в направлении воссоздания и творчества. Все вещи и все люди содержат оба Начала, или этот великий Принцип, внутри себя (его или её)» (Кибалион).
 
Принцип Полярности есть принцип совершенствования или восхождения от менее совершенного к более совершенному, восхождения по ступеням беспредельной Лестницы Жизни. Он проявляется в том, что каждое живое существо устремляется к полюсу совершенства, отталкиваясь от полюса несовершенства и используя последний как опору в восхождении, а первый — используя как ведущий Идеал или Магнит.

Принцип Пола есть принцип взаимообмена между Мужским и Женским Началами при их совместном движении по спиральной эволюционной лестнице. Он проявляется в том, что качество взаимообмена определяет уровень индивидуальной и коллективной эволюции, которого могут достичь участники. При этом Принцип применим не только к любым взаимоотношениям, в которых участники взаимообмена могут принимать на себя роль Мужского (активного, деятельного, инициативного), либо Женского (пассивного, воспринимающего) Принципа, но и к внутренней жизни каждого отдельного человека, в котором его высшее начало, духовная Индивидуальность является Мужским Принципом, а низшее начало, личность — Женским.
 
Как же применить эти два Принципа к отношениям людей, желающих вступить в брак? Можно подойти к этому вопросу с точки зрения астрологического символизма.

Как известно, две противоположные точки Зодиакального Круга соединяют два знака дружественных стихий. Например, Лев и Водолей, стихии огня и воздуха соответственно. Воздух поддерживает горение, огонь, в свою очередь усиливает давление нагретого воздуха. Конечно, это весьма общее объяснение. И в реальной жизни, не смотря на наличие схожих качеств, темперамента и характеристик, каждый Водолей и каждый Лев по-своему неповторимы и индивидуальны. И потому в общем случае гармоничное сочетание солнечного Водолея с солнечным Львом может оказаться не только весьма негармоничным, но и яро дисгармоничным для конкретных Водолея и Льва.

Знаки, расположенные на Зодиакальном Круге под углом 90º (то есть в аспекте квадратуры) принадлежат к стихиям конфликтующим. Например, Телец и Водолей, стихии земли и воздуха. По стихиям совместимость этих знаков крайне проблематична: тяжёлый, инертный Телец, образно говоря, приковывает к земле желающего подняться к звёздам Водолея, а Водолей со своей жаждой нового и запредельного постоянно будоражит, выводит из равновесия желающего покоя и стабильности Тельца. Но в реальной жизни, не смотря на наличие конфликтующих качеств, темперамента и характеристик, не смотря на диссонанс по стихиям, сочетание конкретных Тельца и Водолея может оказаться вполне гармоничным.

Кажущееся противоречие в обоих случаях объясняется при более глубоком знании структуры гороскопа и правил его интерпретации. Под этим следует понимать, что когда мы говорим о реальных людях и взаимоотношениях между ними, то нужно рассматривать их гороскопы целиком. Опираться только на знание солнечных знаков партнёров в данном вопросе не только недостаточно, но и совершенно недопустимо.

Нужно пояснить, что солнечным знаком называют Знак Зодиака, через который Солнце проходило в момент рождения человека (у Водолея — Солнце в Водолее, у Льва — во Льве). Но в гороскопе помимо этого учитывается влияние Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна и Плутона, а так же фиктивных планет и расчётных точек (в том числе кармических показателей, символизируемых Лилит, Селеной, восходящим и заходящим Лунными Узлами, жребиями, Неподвижными звёздами и т.п.). И поэтому, конечно, при исследовании совместимости двух людей просто невозможно ограничиться одной только характеристикой солнечного знака. Нужно исследовать индивидуальные гороскопы, как символы микрокосмов этих людей и исследовать совместимость двух людей при помощи сопоставления их гороскопов.

В картах рождения решающую роль играют общее распределение планет по стихиям, а также линии взаимодействия (аспекты) между планетами. В синастрической карте (карта, получаемая наложением двух индивидуальных гороскопов) важное значение приобретают взаимные аспекты между планетами двух гороскопов и положение планет одного гороскопа в домах другого. Имеет значение и многое другое.

Таким образом, вопрос о степени совместимости, согласованности, созвучия гороскопов и гармонии взаимоотношений реальных людейэто предмет глубокого и всестороннего изучения, в котором существенную помощь способны оказать такие науки о человеке и его эволюции, как астрология и психология.

Совместимость, согласованность и созвучие должны быть выявлены по всем уровням взаимодействий, что так же должно быть дополнено совместимостью, согласованностью и созвучием их жизненных Целей, Идеалов, Ценностей. Тогда и только тогда можно говорить о сочетании партнеров, законном для их настоящей эволюционной ступени развития.
 

 2.2. О многоуровневом подходе

Многоуровневый подход опирается на герметические Принципы Ментализма, Аналогии, Вибрации и Ритма.
Принцип Ментализма является важнейшим: подобно тому, как Макрокосмос (Вселенная) построен Словом, Логосом или Разумом, так микрокосмос (человека) построен на Основе Высшего Манаса, который и является перевоплощающимся Эго. Как говорят индусы, человек из воплощения в воплощение становится тем, о чем думает. Именно его сегодняшнее сознание, то есть его сознательный или бессознательный выбор, его решение становится посевом, от которого он пожнет в будущем.
Принцип Аналогии определяет порядок и структуру всех циклов  или витков спирали жизни. Он создает условия для того, чтобы, познавая себя, человек познавал в равной степени (на соответствующих уровнях жизни и эволюции) и окружающих и окружающее.
Принцип Вибрации дает ключ к познаванию другого и других через вибрационное соответствие (созвучие) или несоответствие (несозвучие), консонанс или диссонанс.
Принцип Ритма или спирально-циклического развития помогает увидеть структуру Спирали Эволюции, познать своё нынешнее положение на Лестнице Жизни и предвидеть следующую более высокую ступень.
Комплексно эти четыре Принципа помогают построить в сознании ясную объемную Панораму Пути Жизни, подобную той, что описана в первой главе книги А.Безант «В Преддверии Храма». Видение этой Панорамы открывает глаза души к сознательному применению многоуровневого подхода ко всем проявлениям жизни, в том числе к распознаванию и выбору спутника жизни.
 

Наглядными символами такой Панорамы Пути Жизни являются зодиакальный круг (круг Знаков Зодиака) и гороскоп. Представлять их как плоские круги будет серьёзной ошибкой.
Зодиакальный круг и гороскоп представляют собой не круг, но спираль. При рождении это — сжатая спираль. В течении жизни эта спираль разворачивается в винтовую лестницу, по которой человек либо восходит (эволюционная спираль), либо нисходит (спираль инволюции/деградации).

Благодаря книге Д.Радьяра «Астрология трансформации. Многоуровневый подход» в астрологии сегодня всё большее распространение получает многоуровневый подход к интерпретации астрологических символов, подразумевающий распределение людей по уровням эволюции сознания.
Конечно, такой подход существует с древнейших времён. Но для современной астрологии он всё-таки революционен. Радьяр, как член теософского общества и страстный почитатель «Тайной Доктрины», безусловно почерпнул наиболее значительные идеи для своих книг и статей из этого и иных трудов Е.П.Блаватской. И, конечно, концепция спирального и даже спирально-циклического развития, уровней и Планов Жизни описана Блаватской многократно в разных трудах, символах и аллегориях мировых религий. Однако представленная в вышеупомянутой книге Радьяра спираль эволюции сознания, вероятно, вполне удобна для исследования циклов становления (инволюции-эволюции) духовной Индивидуальности, проходящей путь человеческого опыта (теософы говорят: «мы не человеческие сущности с духовным опытом, но — духовные сущности, в настоящем проходящие ступени человеческого опыта»).
 
Для каждого уровня интерпретация тех же символов будет подобной, но и отличной, иной, нежели для остальных. Радьяр говорит о 4 уровнях, на которых эволюционирует сознание людей: биологический, социально-культурный, индивидуалистический и трансперсональный. Каждый из этих уровней можно разделить на подуровни. На каждом уровне и подуровне можно увидеть, осознать 12 ступеней, символизируемых Знаками Зодиака и 12 домами гороскопа и интерпретировать астрологические символы соответствующим для каждого уровня и подуровня образом.
 
Необходимо отметить, что любое разделение по уровням и подуровням эволюции сознания более или менее условно и относительно. Оно зависит от точки зрения, с которой смотрит исследователь. Однако распределение людей по уровням, на которых осуществляется эволюция, всё же возможно и даже необходимо для понимания многих проблем как внутреннего развития, так и межличностного и коллективного взаимодействия.
 
Каждого человека можно отнести к тому или иному уровню по следующим критериям:
1. По плану жизни, на котором сосредоточен преобладающий фокус сознания (далее — ПФС) в настоящем.
2. По плану жизни, на который человек устремляет ПФС в будущем.
 
Прошлое необходимо оставить в покое. Его вернуть невозможно. И даже если бы было возможно, это не принесло бы удовлетворения. Прошлое — прошло. Его нужно принять как неизбежность.
Можно и нужно провести переоценку прошлого. И это делается при завершении каждого витка спирально-циклического развития. Вечером каждого дня человек может подвести итоги его и принять решения для следующих дней. В завершении каждого цикла каждой планеты через гороскоп человек подводит итоги и принимает решения для последующих. В завершении цикла одного воплощения человек (на Земле или в Надземном) подводит его итоги и принимает решения для циклов последующих воплощений.
В прошлое вернуться нельзя. Сосредоточение ПФС на прошлом, на прошлых несовершенствах, желаниях и, особенно, при переходе с уровня на уровень крайне опасно. Это отмечают все философские и оккультные учения древности. И Живая Этика утверждает, что «в прошлом всё сожжено на пути огненной йоги».
Сосредоточение ПФС на прошлом следует рассматривать не как признак уровня, а как признак переходного состояния, когда человек ещё не готов перейти с одного уровня или подуровня эволюции сознания на следующий за ним более высокий.
 
План сосредоточения в настоящем есть тот виток спирали жизни, на котором находится человек. План устремления для эволюции в будущем есть тот план жизни, в направлении которого сознательно движется человек. Это та ступень Лестницы Жизни, на которую он стремится подняться.
Первый план представляет собой уже сформировавшиеся кармические условия (созревшую или кристаллизованную карму), которую необходимо принять, как естественное следствие прежде порождённых причин. Изменить эти условия нельзя. Но можно и нужно осознать их причины, понять их значение и благо для эволюции сознания. Сделать соответствующие выводы и принять решения для их осуществления в будущем.
Все внешние условия необходимо принять и преодолеть их в себе. Все внешние ограничения, затруднения, препятствия нужно преодолеть, побеждая не внешнее и внешних, но — самого себя, тленную, преходящую, эгоистическую личность свою.
Второй план представляет собой те условия, которые обусловлены устремлениями человека (формируемую, пластичную или «жидкую» карму). Сила устремления к некоему идеалу, к некоей цели неизбежно вызывает сопротивление внутренних и внешних инерционных сил.
Внутренние — это накопления прошлого, даже положительные, но не трансформированные, не преображенные в соответствии с требованиями той ступени эволюции сознания, к которой устремлён человек. Это достижения прошлых ступеней, которые на новой ступени в своей старой форме становятся препятствиями. Так что для осуществления намеченных идеалов и целей человек должен трансмутировать, преобразовать их в себе. Это необходимо для того, чтобы он обрёл законное право подняться на ту ступень, к которой он устремлён.
Внешние силы и условия — это лишь декорации в Театре Жизни, помогающие человеку настроиться для внутреннего переживания мистерии трансформации и перерождения его сознания. Всё внешнее полностью обусловлено внутренним и служит осуществлению его идеалов и целей.
 
Но вернемся к делению на уровни. Лестницу эволюции сознания можно разделить соответственно 7 принципам Человека. Однако для целей настоящего исследования 4 уровня, описанные Радьяром, представляют удобный инструмент классификации, символического описания и практического применения как в отношении индивидуальной жизни, так и для исследования эволюции взаимоотношений.
В следующей таблице приведены примерные соответствия уровней эволюции человека и его гороскопа принципам теософской структуры Человека:

 
Согласно многоуровневому подходу, когда говорится о единении Начал, необходимо понимать, что такое единение может быть гармоничным для людей, эволюционирующих на одном уровне, и совершенно неудовлетворительным для тех же людей, эволюционирующих на разных уровнях.
Так же неудовлетворительным будет сочетание двух людей, эволюционирующих на одном уровне, когда один из партнёров восходит по эволюционной спирали, а другой — деградирует; когда один сосредоточен на духовном развитии, а второй — на пути медиумизма и психизма; один стремится служить Высшему, Общему Благу и ближним, а другой — на служении себе.
И это без учета астрологической совместимости. 

2.3. Об астрологическом подходе 

Астрологический подход к исследованию совместимости двух людей весьма сложен и представляет собой тему для отдельного исследования. Здесь же ограничимся лишь приложением исследования аспектов взаимодействия между двумя гороскопами в дополнение к использованию Принципов Полярности и Пола, а также многоуровневого подхода.
 
Рассмотрим для примера сочетаемость двух людей, имеющих множественные гармоничные взаимообмены между их гороскопами.
В случае, если они стремятся к общим или схожим целям и эволюционируют на разных уровнях их сочетание может быть как гармоничным, так и проблематичным. Это зависит от цели, которая объединяет их. Так для отношений учитель-ученик или старшие и младшие брат и сестра в семье, деловые или творческие партнеры гармоничные взаимообмены между гороскопами могут стать достаточно крепко связующими элементами. Ведущая участников союза высокая цель может быть общей, но степень приближения к ней кардинально отличаться. И это вполне приемлемо.
 
Однако в случае брачного союза различие по степени приближения и устремления к цели может стать непреодолимым препятствием для пары. Гармония между гороскопами будет кажущейся: она была бы действительной при их эволюции на одном уровне. Но на разных уровнях их может разделять бездна одностороннего или взаимного непонимания в отношении наиболее значимых жизненных целей и вопросов. И если такая пропорция сил (степени приближения и устремления к цели) будет увеличиваться, то между партнёрами легко может проявиться неудовлетворенность друг другом, перерастающая в одностороннее или взаимное недовольство и разочарование. Так что брак из некоторой близости в энергетическом взаимообмене рискует выродиться в формальное сожительство и даже ярый антагонизм.
 
Но те же люди, объединённые общими перспективными целями и идеалами одного уровня, устремлёнными в будущее, при общей совместимости по стихиям гороскопов и преобладании гармоничных синастрических аспектов и иных взаимообменой могут не только создать гармоничный союз, но и в случае брачного союза осуществить в нём великое алхимическое превращение, трансмутацию свинца в золото, то есть несогласованных, несовместимых энергий в согласованные, совместимые и даже созвучные.
 
Тоже сочетание даже при наличии значительного числа динамичных (вызывающих, напряженных) синастрических аспектов вовсе не указывает на невозможность достижения гармонии в партнёрских отношениях или браке. Если остальные условия соблюдены, то в этом случае наличие напряженных аспектов показывает, что для достижения гармонии требуются значительно большие и притом сознательные усилия обоих партнёров, чем при преобладании гармоничных аспектов между гороскопами.
 
При этом в соответствии с Принципом Пола для различных форм партнёрских взаимоотношений, сотрудничества и сотворчества (партнёров по бизнесу, учителя и ученика, братьев и сестер по духовной общине и т.д.) достаточно распределения ролей, обязательств во взаимопомощи, а физический пол не имеет значения. Но в отношении супружеских пар обязательным условием является сочетание мужчины и женщины при условии соблюдения остальных Принципов. Это закон Природы, не допускающий нарушения. Никакая «толерантность», никакие «религиозные» обряды и благословения в отношении однополых сочетаний и браков не сделают их законными. Такие сочетания, будучи нарушением одного из основополагающих Принципов Космоса и Законов Природы, преграждают путь эволюции и ввергают во тьму страданий. Ведь в соответствии с Законами Кармы и Перевоплощения (в герметической философии — Принципами Причинности и Ритма) каждый человек рождается в определённом теле с его половыми, расовыми, национальными и иными особенностями. Рождается мужчиной, либо женщиной в соответствии со своей кармой и Дхармой, долговыми обязательствами и своим Предназначением, Призванием, Долгом в общем Плане Эволюции Жизни.  И если человек, вопреки своему рождению, вопреки своему Призванию и Предназначению, уклоняется от эволюционного пути и следует прежним влечениям, пристрастиям, Дхарме прежних своих воплощений или чужой Дхарме, но не нынешнего своего воплощения, то разрушает возможности достижения динамического равновесия и лишь усиливает без того уже чрезмерные тенденции, порождая мощные причины для настоящих или будущих страданий.
 
Таким образом, объединение в восхождении по спиральной лестнице эволюции зависит от следующих условий:
1. Равновесие по вертикали, то есть созвучие, согласованность по жизненным целям, идеалам, приоритетам, ценностям.
2. Сочетание по направлению движения в спирали эволюции — вверх либо вниз.
3. Равновесие по горизонтали или сочетание дополняющих друг друга стихий (соответствующих противоположным по расположению на круге Зодиакальных Знаков).
Для деловых и творческих партнёров, даже для братьев и сестёр по духовной общине или духовному устремлению этих трёх достаточно. Даже значительная разница по вертикали, которая бывает между более зрелыми и более молодыми душами, не только допускается, но и приветствуется в подобных взаимоотношениях и союзах.
 
Для тех, же, кто желает сочетаться законным браком (не в светском понимании, но с точки зрения Закона Космического Права, с точки зрения Космических Законов Жизни и её Эволюции) следует уточнить первые два условия и дополнить другими:
1. Сочетание мужчины и женщины (по физическому полу).
2. Равновесие по вертикали, то есть созвучие, согласованность по жизненным целям, идеалам, приоритетам, ценностям, ВКЛЮЧАЯ РАВНОВЕСИЕ ПО СТЕПЕНИ УСТРЕМЛЕНИЯ (или по скорости и ускорению) к этим целям и идеалам.
3. Сочетание по направлению движения в спирали эволюции — вверх, либо вниз (согласование по степени осознанности и распознавания).
4. Равновесие по горизонтали или сочетание дополняющих друг друга стихий (для партнёров по браку это требование более значимо, чем в других отношениях).
5. Индивидуальные совместимость, созвучие, согласованность, сонастроенность на всех уровнях межличностного и духовного взаимообмена.
 
Совместимость партнёров как в первом, так и во втором случае может быть исследована и испытана участниками союза в длительном общении, различных взаимообменах, в различных условиях. Однако часто это весьма затруднительно, если вообще возможно. Так как мужчина и женщина, желающие сочетаться браком, часто стремятся показать себя партнёру с лучших сторон и скрыть иные стороны, которые могут проявиться впоследствии и стать непреодолимым препятствием для совместной эволюции партнёров и роста гармонии в их союзе. Помимо этого при встрече прежде близких по множеству воплощений людей часто кармическое наваждение ослепляет их и делает неспособными распознавать и сознательно выбирать: инерция прошлых влечений столь захватывает их, что они утрачивают способность думать перспективно и выбирать, согласуясь с принципами соизмеримости и целесообразности. И даже во многих случаях под влиянием кармического наваждения утрачивают способность вообще думать, понимать, распознавать, не внемлют множественным предупреждениям со стороны окружающих и не слышат вовсе внутренний голос своего Высшего Я.
 
В таких случаях астрология и оккультная психология предоставляют наиболее эффективные инструменты помощи и возможности исследования уровней и степени совместимости, созвучия, согласованности и эволюционной целесообразности сочетания в браке конкретных партнёров. Конечно, важным условием при этом является более высокий в сравнении с исследуемой парой уровень эволюционного развития у консультанта или исследователя, а так же его знакомство с концепцией многоуровневой психологии и астрологии.
 
 
В дополнение к рассмотренным выше Принципам Полярности и Пола, а так же противоположным знакам зодиакального круга можно рассмотреть символ креста гороскопа (рис.1). Две противоположные точки гороскопа — Asc и Dsc — показывают «я» человека и другие «я». По линии AscDsc рассматриваются партнерские деловые, брачные и иные равные взаимоотношения (равновесие соответствует знаку брака — Весам). Противоположные дома гороскопа, как и противоположные точки Зодиакального Круга соответствуют Знакам Зодиака дружественных стихий. Поэтому всё, сказанное о противоположности и совместимости этих знаков и стихий, верно и в отношении оси домов AscDsc. Но можно в дополнение к вышесказанному рассмотреть иной аспект взаимоотношений, видимый именно на основе взгляда на гороскоп, как единое целое.
Помимо оси AscDsc важна так же другая ось гороскопа ICMC. Это ось, связывающая прошлое, настоящее и будущее, а так же дух, душу и тело партнёрских взаимоотношений, брака.

При исследовании отдельного гороскопа можно понять, с багажом какого опыта, знаний, энергетических настроек, темперамента человек пришёл в это воплощение, чего он достиг, какие из потенциальных возможностей осуществил  к настоящему моменту:
1) Каков его темперамент, как он проявляет себя и как его воспринимают окружающие (Asc).
2) Каковы его семейные, национальные и кармические корни, воспринятые от них ценности, идеалы, традиции, жизненный фундамент (IC).
3) Каковы его персональные цели и идеалы, которые ему необходимо осуществить в условиях данного воплощения, каковы его Призвание и Предназначение (МС).
4) Каково его восприятие партнёрских взаимоотношений, какие партнёры его привлекают, чего он ищет во взаимоотношениях, какие партнёры наилучшим способом могут содействовать его продвижению в направлении осуществления его Призвания и Предназначения (Dsc).

Два отдельных гороскопа покажут две отдельных картины.
Далее требуется обратиться к синастрической астрологии или астрологии совместимости. В этой части исследования применяется наложение двух карт, показывающее энергетическое взаимодействие партнеров в разных сферах жизненного опыта. Помимо этого в западной астрологии используют метод композитной карты. Здесь из сочетания элементов двух отдельных гороскопов рассчитываются положения элементов композитной карты, символизирующей новую сущность, объединяющую в себе двух или более людей («… оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» /Матф.19:5,6/).
Для брачующихся композит отражает пару как единое целое и отношения внутри и вовне пары именно как целого. Используя одновременно два индивидуальных гороскопа и композитную карту пары можно понять, в какой степени созвучны партнёры и для каких целей благоприятно их объединение.
Однако следует напомнить, что для понимания степени совместимости и уровней взаимообменов, взаимосвязей весьма важное значение имеет понимание астрологом и партнёрами концепции уровней.
 
Так же необходимо сказать, что IC показывает фундамент, основу, прежние цели, идеалы, ценности (возможно из прошлых воплощений), которые в настоящем вновь соединили людей в значительной степени за счёт инерции, обусловленной энергией, вложенной в достижение некогда важных целей и идеалов, но ныне уже отошедших на задний план или даже отвергнутых и заменённых новыми, которые соответствуют Дхарме нового воплощения.
MC показывает новые цели, идеалы, ценности (возможно так же продолжающиеся из прошлых воплощений), которые в настоящем вновь соединили людей и заложили фундамент, основу для их более или менее долгосрочного (соответственно целям) партнёрского сотрудничества.
Движение от IC к MC символически показывает возможности индивидуальной (в индивидуальном гороскопе) эволюции человека или совместной (в композитной карте) эволюции пары. IC представляет собой отправную точку (индивидуальную или совместную карму), из которой начинается подъём, MC показывает вершину достижений (индивидуальные или совместные цели и идеалы).
 
Из вышесказанного следует, что возможно соединение партнёров на основании прошлого, то есть в соответствии с прежде утверждёнными (в этом или прошлых воплощениях) целями, идеалами, ценностями, символизируемыми IC или в соответствии с вновь осознанными и утверждёнными (в этом воплощении) целями, идеалами, ценностями, символизируемыми MC. Сочетание по МС можно назвать перспективным или эволюционным. Сочетание по IC — ретроспективным или инволюционным.
 
Таким образом применительно к супружеским отношениям оба Принципа (Полярности и Пола), а так же обе оси гороскопа (Asc–Dsc и IC–MC) составляют Крест, который издревле считается оккультным символом Весов — Зодиакального Знака брака и партнёрских отношений.
 
У российской и советской писательницы Ольги Форш, изучавшей оккультную философию разных школ, в посвященном любви Ф.М.Достоевского и А.Г.Сниткиной романе «Рыцарь из Нюренберга» встречается без пояснения символ четвероединого андрогинна. Что же он может подразумевать? 
Можно предположить, что автор романа хотела напомнить именно о Кресте, как оккультном символе брака половин, объединённых глубочайшим созвучием на всех уровнях и достигших внутренней гармонии в самих себе с помощью противоположного Начала.
 
И не случайно Лев Толстой сказал об Анне Григорьевне Достоевской: «Многие русские писатели чувствовали бы себя лучше, если бы у них были такие жёны, как у Достоевского».
Однако о женах Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского — тема для отдельного исследования.
 

2.4. Дух, душа и тело партнёрских отношений и семьи 

Необходимо пояснить, что же понимается под духом, душой и телом партнёрских отношений, брака и семьи.

Дух — общие сверхличные, общественные, духовные Идеалы, Цели, Ценности, объединяющие мужа и жену, ведущие их по жизни. Внешняя, общественная деятельность семьи. О духе партнёрских отношений и брака будет подробнее сказано в главе, описывающей толкование для трансперсонального уровня.

Душа — межличностные взаимоотношения. В философии любви можно найти образ двух морей или океанов, воды которых смешиваются друг с другом настолько, что невозможно их отделить друг от друга и сказать, где один, а где другой. Чем выше уровень развития партнеров, тем более глубокие многоуровневые взаимообмены между душами мужчины и женщины можно увидеть в их взаимоотношениях.

Тело — внутренняя жизнь пары, их общие основы, фундамент, корни, традиции, быт, материальное, физическое и физиологическое взаимодействие, существование, забота о хлебе насущном и т.д.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Савитрин (сост.). О любви земной и Небесной

 Философия Любви В блоге создан раздел "Философия Любви". В разделе опубликована статья подборка " О любви земной и Небесной&...

Форма для связи

Имя

Электронная почта *

Сообщение *